Включает
регламенты, чек-листы, шаблоны, управленческие приёмы
Присоединиться к Telegram-каналу!
Звонки по России:
Заказать звонок
Агентство Евгения Севастьянова
по внедрению системного управления
Каталог услуг

«Поощряй и наказывай, не обманывай и не прощай» — система поощрений и наказаний сотрудников

Поощряй и наказывай, не обманывай и не прощай
Тарасов Владимир Константинович
Система поощрений и наказаний сотрудников — основа для подбора методов!Система поощрений и наказаний сотрудников — основа для подбора методов!

«Поощряй и наказывай, не обманывай и не прощай»

Поощрения и наказания — пожалуй, одна из самых злободневных тем. В разных компаниях складывается разная система: у кого-то внедрены денежные премии и штрафы, где-то заставляют задерживаться на работе и предоставляют дополнительные выходные, другие — увольняют сотрудника, когда понимают, что метод убеждения не сработал.

Сегодня я расскажу про систему поощрений и наказаний сотрудников без оглядки на конкретные методы. Ведь имея за своей спиной систему-принципы, Вы всегда сможете подобрать методы, подходящие вашему темпераменту, характеру, стилю управления, корпоративной культуре. Именно от нижеприведённых принципов отталкиваюсь в своей работе в «Открытой Студии».

Система поощрений и наказаний сотрудников (общие принципы)

  • Список конкретных поощрений и наказаний будет регулярно обновляться и/или пересматриваться.
  • Чем быстрее поощрение и наказание, тем оно эффективнее. В большинстве случаев (~70%) используется именно этот принцип.
  • Для остальных случаев (~30%) существует система отложенного поощрения и наказания. А значит, никогда нет уверенности, какое отклонение руководитель пропустил, а какое — нет. Ведь если каждый раз реагировать, то раз пропустил, значит, наказания не будет.

Система поощрения сотрудников

  • Обещать нужно конкретную награду, а не расплывчатую (пример: 7.000, а не “хорошо поощрим”). Если обещал конкретную награду — необходимо выполнять с точностью (не обманывать).
  • Все оговоренные и утверждённые схемы мотивации не устанавливаются “на века”, для этого используются ограничения по срокам.
    • Каждый месяц производится оценка эффективности схемы мотивации: решает ли она свои задачи.
    • При этом схема мотивации НЕ должна пересматриваться “задним” числом (не обманывать). Пересмотр не должен отменять выполнения всех обязательств по предыдущей версии схемы за прошедший до её пересмотра период. Исключение — только для явных ошибок, которые ведут к большим финансовым потерям.
    Публичная похвала + конкретика = польза делуПубличная похвала + конкретика = польза делу
  • Хвалить по возможности публично, указывая конкретно, какие действия рассматриваются как успешные. Желательно разобрать ситуацию и хвалить за поступок и проявленные принципы, приводя их в пример в качестве образца остальным.
  • Поощрять подчиненных, которые следуют предложенным правилам или стараются им следовать и учатся это делать.
  • Про конкретные методы поощрения сотрудников есть немного информации в “Пряники: хорошая система оплаты труда — лучшая мотивация”.

Система наказания сотрудников

  • Подчиненный НЕ должен быть наказан за то, что не добился необходимых результатов вопреки отсутствию необходимых для этого ресурсов.
  • Если мы обещали наказать и/или конкретное наказание, то должны обязательно выполнить обещание (не обманывать и не прощать). Помиловать можем, но только после поступления личного прошения и только для тех, кто признал свою вину, правильно отбывает наказание, принимает наказание и ходатайствует о помиловании (раскаялся). Производится НЕ более 1 раза подряд.
  • Наказывать тех подчиненных, которые не выражают стремления следовать предложенным им правилам, стараются применять разнообразные уловки для неисполнения правил, а также тех, кто откровенно эти правила нарушает.
  • Воздействие на подчиненного ограничивается временем общения и не влияет на форму и содержание последующих взаимоотношений (наказывается не подчиненный, а поступок).
  • Наказывать необходимо 1 на 1. Подробно разъяснить, какой поступок является причиной наказания. Подчиненный должен понимать, что именно он сделал неправильно. Помните, нужно наказывать не человека, а поступок!
  • Применяя взыскания, необходимо объяснить подчиненному, какие последствия имеет нарушение, и каким образом их лучше избегать.
  • Через некоторое время необходимо разбирать ситуацию без эмоций и упоминаний о конкретном наказании в присутствии всех заинтересованных лиц. Чтобы подобная ситуация не повторялась.
  • Ошибка — неправильное действие подчиненного в нерегламентированном поле (не должна наказываться).
  • Проступок — нарушение установленного правила/ регламента. Должен быть наказан.
  • Про конкретные методы наказания — читайте “Без кнута не обойтись: наказание за неисполнение регламентов”. Более подробно конкретные методы поощрения и наказания сотрудников планирую рассмотреть в одной из следующих статей.

А чтобы Вы добавили / убрали из моей системы поощрений и наказаний сотрудников? Пишите в комментариях к статье или в социальных сетях! Ссылки на мои аккаунты:

 
  • Как всегда все разложено по полочкам, конкретно, без "воды". Значит, что мне понравилось: 1. "Не обманывать". Это однозначно в точку. Одно не исполненное четкое обещание о поощрении напрочь отбивает у работника желание работать больше/лучше, чем прописано в регламенте. 2. "Не наказывать за то, что не сделано по независящим причинам". Есть много любителей найти "крайнего". Как однажды выразилась одна моя знакомая (когда на нее "повесили" неудачи в одном деле, при этом поручив делать то, чем она раньше никогда не занималась) - "Как ..."ругать" (по понятным причинам не могу использовать именно то выражение, которое прозвучало), дак в очередь, а как научить, дак никого не было!". 3. "Наказывать тех, кто специально игнорирует установленные правила". Это вообще, считаю, диверсия, направленная на подрыв системы управления и авторитет руководителя. "Каленым железом" необходимо "выжигать" подобных товарищей. 4. Ну все остальное тоже понравилось). Хотя возникли и вопросы к автору статьи. 1. Евгений, по поводу формулировки "ошибки". Как Вы считаете, к примеру, подчиненный допустил ошибку в нерегламентированном поле....Но вы, как руководитель прекрасно знаете потенциал подчиненного и понимаете, что он, мог бы ее и не допустить, если бы просто не поленился немного подумать. Формально все "по закону". Но фактически то ошибки могло и не быть...Вопрос - как действовать в подобной ситуации? 2. Некоторые руководители практикуют, скажем так, "отеческий" подход к наказанию. Вроде и ругали (и наедине и показательно перед всеми), а вот рублем ну никак не наказывают, жалко... И некоторые подчиненные, ценят именно такой поход. Для них "человеческое" отношение (как они сами формулируют) важнее, регламентации. Вопрос - как Вы считаете, оправдан ли такой вроде бы результативный подход. Или же он все-таки приведет к негативным последствиям?
  • Иногда вижу в соцсетях посты типа "только у нас поощряют непричастных и наказывают работающих") Так и есть, на самом то деле. Российские реалии. Вашу бы схему да многим руководителям в голову вбить) Глядишь,и сами бы поумнели, да и работники четко бы понимали, за что трудиться. Вот только не пойму, почему наказывать надо один на один...А как же пример для остальных??
  • Иногда вижу в соцсетях посты типа "только у нас поощряют непричастных и наказывают работающих") Так и есть, на самом то деле. Российские реалии. Вашу бы схему да многим руководителям в голову вбить) Глядишь,и сами бы поумнели, да и работники четко бы понимали, за что трудиться. Вот только не пойму, почему наказывать надо один на один...А как же пример для остальных??
  • А те кто так пишут в соцсетях точно знают как это делается не в России? А может там еще хуже? Откуда это желание плюнуть в свою страну? Наказывать надо 1 на 1, потому что на людях человек, даже осознающий вину может пойти на принцип и показать наоборот пример непослушания. Порка на людях будет восприниматься как унижение, а к унижающей организации не будет никакой лояльности. Такую организацию будут ненавидеть
Комментарии для сайта Cackle
[Error] 
Undefined constant "OBJECT_ID" (0)
/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/components/misc/element.comments/component.php:12
#0: include
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, object, boolean)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, object)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/templates/openstudv3_adaptive_2019/components/bitrix/news/blog/detail.php:182
#4: include(string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#5: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#6: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784
#7: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724
#8: CBitrixComponent->includeComponentTemplate(string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/components/bitrix/news/component.php:336
#9: include(string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#10: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#11: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#12: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/blog/index.php:71
#13: include_once(string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#14: include_once(string)
	/home/b/bestsite/openstud.ru/public_html/bitrix/urlrewrite.php:2
----------