Первое правило любого правила: Прочитать инструкцию или составить ее!
кому: руководителям, топ-менеджерам, собственникам
Потаённая мечта руководителя
Закройте глаза. Откиньтесь на спину стула. Расслабьтесь и представьте себе следующую картину: Подчинённые пишут сами себе качественные инструкции и потом выполняют их.
Ну чем не мечта руководителя? О том, имеют ли эти фантазии отношение к реальности, я и расскажу.
«В предыдущих сериях...» или «Ещё раз, почему регламенты и алгоритмы выгодны руководителю»
В предыдущей статье “Система регламентов в компании как краеугольный камень эффективности руководителя” я подробно описал преимущества наличия системы регламентов. Повторение — мать учения. Поэтому привожу краткое содержание предыдущих серий.
Если сотрудник получает задание, которое он НЕ знает, “как выполнять” возможны два сценария:
- Сделает “хрен знает как”.
- Начнет всех спрашивать и отвлекать.
Поэтому конечная цель — регламентировать все возможные повторяющиеся действия. Практические примеры: инструкция по относу бланков офис-менеджеру, инструкция по поливу пальм, инструкция по мытью кружек и т.д.
Остановился я в прошлой статье на том, как делегировать написание регламентов своим подчиненным. Для этого необходимо разработать регламент по составлению регламентов и провести обучение.
На всякий случай напоминаю, что стратегические регламенты руководителю необходимо разрабатывать самому. А по тем регламентам, которые будут делегированы сотрудникам, — не лишним будет задать ключевые параметры и моменты, принципиально важные для руководителя. Если вы уверены, что система регламентов будет полезна для вашей компании, но не знаете с чего начать, рекомендую пройти мой мини-тренинг «Мастер регламентов».
Ниже я привожу выдержки из алгоритма по составлению регламентов “Открытой Студии”. Копируйте, вносите “поправку на ветер” и внедряйте у себя в компании. Пристегнули ремни? Тогда поехали!
Алгоритм «Открытой Студии» по составлению регламентов
Как и что необходимо регламентировать
Если Вы столкнулись с проблемой / задачей, и предсказуемо, что она может повторяться в дальнейшем — значит она должна быть Вами регламентирована!
Любая повторяющаяся задача должна быть Вами регламентирована!
Запишите проблему в специальную таблицу “Лист разработки / дополнений регламентов «Открытой Студии»” и сообщите о ней исполнительному директору. (сотрудник может самовольно приступить к реализации только для инструкций, за которые он ответственен).
Мелкие и некритичные недочёты могут быть отмечены с помощью комментариев в соответствующем документе регламента (только для регламентов в GoogleDocs).
Критерии хорошего регламента
Регламент должен быть написан языком “блондинки”, т.е. как можно более наглядным. Желательно сопровождаться скриншотами.
Важно! Если человек, которого мы сочли годным для этой работы, смог взяв в руки инструкцию в первый раз в жизни, сделать эту работу на “хорошо”, то инструкция хорошая, иначе — плохая.
Не забыть внести поправки в регламенты, находящиеся “сверху”, “снизу” и “сбоку” (изменился процесс у смежного объекта).
Если есть идея значительного изменения регламента, то для её оценки можно воспользоваться методикой “сплав по реке”:
- “Пройти вниз” по всем инструкция и определить последствия планируемых изменений.
- Если всё “ОК”, то обновить все смежные регламенты. Желательно, чтобы изменения вступили в действие в один день.
Алгоритм написания пошаговой инструкции
- Описать инициирующее событие.
- Описать процедуры и операции в верном порядке (используем принцип “Декомпозиции”)
- Процедура: единство времени и действия, одна цель (пример для продавца киоска: отпереть киоск утром, отмазаться от проверяющего и т.д.). Состоит из операций.
- Операция: отключение сигнализации, отпирание входной двери и т.д. (единичное действие).
- Описать ветвления:
- Необходимо проставлять кросс-ссылки на другие документы (см. ниже “Разделение регламентов и ссылки на дополнительные регламенты”).
- Использовать уже готовые регламенты и ссылаться на них, а не копировать их содержимое (чтобы избегать одновременного внесения изменений в 2 и более документа одновременно).
- Добавить дополнительную информацию.
- Нормирование операций по времени.
- Стандарты на реплики.
- Стандарты на внешний вид.
- Стандартная реакция на сбои и аварии. Хорошо дополняется чек-листом, который предупреждает все этим самые сбои и аварии. Пример чек-листа для компании, которая ищет подрядчиков на SEO-продвижение.
- и т.д.
- Правила:
- Японское правило: “Одна картинка стоит тысячи слов”
- Снабжайте регламент поясняющими скриншотами, иллюстрациями, картинками, фотографиями, схемами, образцами бланков, видео-инструкциями.
- Выстраивать “Цепочки контроля” (если подразумевается, что работу выполняют последовательно несколько людей, и кто-то получает на вход результаты от другого)
- Каждый сотрудник, начиная со второго и дальше, перед тем как выполнить свою работу, проверяет работу выполненную перед ним.
- Кого необходимо наказывать в случае обнаружения “брака”? Ответ: того, кто допустил брак / косяк, и того, кто его работу не проверил.
- Самопроверка: прочитать регламент, попробовать выполнить самому, руководствуясь только регламентом.
- Исправить найденные ошибки.
- Учесть руководителей, подчиненных, партнеров:
- Кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе.
- Задать пределы компетенции.
- Процедура завершения: как я сообщаю что работа закончена, и ее результаты можно забрать.
- Сухой остаток: что должно стать результатом выполненного инструкции.
- Дать инструкцию на изучение и утверждение исполнительному директору.
Методика проверки инструкции исполнительным директором
- Проверить соблюдение “Правила оформления регламента” (см. ниже).
- Выполнить то, что описано в инструкции, либо посадить перед собой человека-тестера (который желательно никогда в жизни эту работу не делал) и рядом с ним наблюдать за всеми его косяками и вопросами. Фиксировать всё. По итогам поставить задачу на доработку инструкции либо дополнить её самому.
Ввод в действие регламентов
- Замена копий, объявление инструктаж.
- При замене инструкции: указать места, где она поменялась.
- Экзамен на допуск к работе по новой инструкции.
- Кто НЕ сдал экзамен, тот идет в неоплачиваемый отпуск изучать лучше :-)
- Более подробно читайте “Как нужно вводить в действие регламенты: сюрпризом или планово?”
Правила оформления регламента
- Для каждого регламента необходимо создать автоматическое оглавление (в GoogleDocs: “Insert” → “Table of contents”)
- Частицу “не” необходимо писать большими буквами и выделять жирным, получится: “НЕ”
- Соблюдать иерархию в заголовках <h1> — <h6>, заголовок <h1> должен быть только один на весь документ — и это название регламента.
- Между предыдущим абзацем текста и следующим за ним заголовком ставить пустую строку (между заголовком и следующим за ним текстом — НЕ надо).
- Текст под заголовками начинать с маркированного списка. Не пренебрегайте и другими правилами по улучшению читабельности текста.
- Если размещается скриншот, то
- он должен сразу следовать за информацией, которую он поясняет.
- в конце последнего предложения перед скриншотом должна быть фраза “(см. скриншот ниже, возможно, скриншот перенесён на следующую страницу документа”)
- если скриншот большой, то он переносится на следующую страницу и создаётся впечатление, что дальше текста нет)
- После каждого дополнения регламента необходимо прокручивать вверх и нажимать на кнопку “обновить оглавление”.
Ветвление регламентов и ссылки на дополнительные регламенты (на примере сервиса Google Docs)
Если информация переносится из одного регламента в другой, то необходимо оставить основной заголовок + надпись наподобие “Все вопросы по заключению договоров см. документ “Работа c договорами и официальными документами в «Открытой Студии»”.
Правила работы с кросс-ссылками в регламентах
- установка локальных ссылок в документе
- выделить заголовок, на который планируешь ссылаться
- выбрать в верхнем меню “Insert → Bookmark”
- перейти на место, откуда будешь ссылаться в том же документе
- выделить анкор (текст ссылки) и выбрать “Insert → Link → Bookmarks”.
- установка глобальных ссылок на другие документы
- Необходимо использовать текст (анкор) для ссылки, а не постить url-ссылки.
- в качестве текста ссылки необходимо взять название документа + заголовок, на который будет переход в другом документе.
- для того чтобы в документе, куда ведёт ссылка, произошёл переход именно в нужно место, необходимо в нём сначала кликнуть по искомому заголовку в оглавлении и только после этого можно скопировать эту ссылку из строки браузера для вставки.
- Кстати, глобальные ссылки в GDocs при перемещении документов между папками и переименовании документов СОХРАНЯЮТСЯ.
Разработка шаблонов документов
Шаблоны документов требуются, когда регламент подразумевает действия по созданию новых документов, отчётов и какой-либо формализации результатов. При этом документы-результаты могут быть унифицированы. Момент важный, т.к. в противном случае каждый будет создавать документы на своё усмотрение и по своему внутреннему пониманию их итогового качества.
- Решение о разработке шаблона документа Сотрудник согласовывает с исполнительным директором, как и сам итоговый результат на выходе.
- Самостоятельное изменение существующих шаблонов документов запрещается без согласования планируемых правок с исполнительным директором.
- Если возникла идея дополнить шаблон, то её надо записывать в специальную таблицу “Лист разработки / дополнений регламентов «Открытой Студии»” и после этого обсуждать с исполнительным директором:
- Все новые документы необходимо создавать на основе шаблонов, а НЕ на основе аналогичных документов, разработанных ранее. Так как шаблон постоянно дорабатывается, то он всегда актуальнее.
Чуть было не забыл о бонусе — по доброй традиции, всем, кто напишет мне через социальные сети и оставит комментарий к статье о своём опыте регламентации, — вышлю пример нашего регламента по оценке рабочего отчёта сотрудника по итогам рабочего дня.