«Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте».
кому: собственникам, топ-менеджерам
Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего
Собственникам и топ-менеджерам — разобраться, как переходить на регулярный менеджмент, чтобы расходы и усилия окупались в процессе, а все действия выполнялись с минимальными рисками.
- Почему собственников охватывает “паралич бездействия” вместо внедрения регулярного менеджмента
- Внедрение регулярного менеджмента микроэтапами: базовые технологии и алгоритмы
- Преимущества системы внедрения регулярного менеджмента микроэтапами
- Логика внедрения регулярного менеджмента микроэтапами с результатом “здесь и сейчас”
- Пример описания уровней управленческой технологии “Договорённости и принципы регулярного менеджмента, разбор управленческих ситуаций”
- Алгоритм составления микроэтапов при внедрении регулярного менеджмента
- Краткий алгоритм внедрения регулярного менеджмента методом микроэтапов для получения быстрых результатов
- Примеры составления первых микроэтапов для проектов внедрения регулярного менеджмента
- Пример №1: Сеть магазинов мебели
- Пример №2: Медицинская клиника
- Первый шаг по внедрению регулярного менеджмента
Почему собственников охватывает “паралич бездействия” вместо внедрения регулярного менеджмента
Мало у кого из собственников есть сомнения в необходимости внедрять регулярный менеджмент(переход от хаотичного управления бизнесом к системному). Тем не менее ждать результатов 8-12 месяцев и всё это время вкладывать деньги, время и другие ресурсы многие просто не готовы.
Главное возражение собственника звучит так: “Слишком долго ждать, а результаты нужны вчера!” Таинственным образом эта мысль парализует какие-либо действия и всё остаётся как было: ручное управление, “тушение пожаров”, работа в режиме форсажа ключевых сотрудников и полусонное царство среди всех остальных.
Можно как угодно к этому относиться: критиковать, возмущаться, призывать к действиям и т.д. Моя практика показала, что более эффективен другой способ — найти решение проблемы. В итоге я разработал технологию: как внедрить регулярный менеджмент с минимальным бюджетом и каждую неделю получать улучшение в компании, которое окупается, приносит деньги и положительно влияет на результаты работы сотрудников.
Внедрение регулярного менеджмента микроэтапами: базовые технологии и алгоритмы
Уверен, что из алгоритма извлекут пользу и те, кто планирует внедрять регулярный менеджмент самостоятельно и те, кто будет пользоваться услугами внешних консультантов.
Преимущества системы внедрения регулярного менеджмента микроэтапами
Нет понимания преимуществ — не будет и мотивации не только переходить на регулярный менеджмент, но и читать статью дальше. Поэтому начинаю с них:
- Выполнение каждого микроэтапа при переходе на регулярный менеджмент сразу себя окупает за счёт роста эффективности работы сотрудников и снижения количества ошибок. Нет необходимости ждать долгое время результатов.
- Быстрые результаты на практике мотивируют собственника и команду внедрения продолжать активно сохранять за проектом приоритеты и выделять на него ресурсы.
- Даже если проект “замораживается” на время (смена целей собственников, оперативная пауза и т.д.), у компании остаётся весьма ощутимая ценность в виде реального результата от проделанной работы
- Так как каждая управленческая технология разделена на небольшие уровни освоения, их легче внедрять, она вызывает меньше сопротивления у сотрудников, а у команды проекта хватает времени на повседневные задачи.
- При внедрении силами внешних консультантов, их услуги окупаются за счёт отсутствия ошибок, затрат времени на пустое, упущенных возможностей.
- В процессе внедрения регулярного менеджмента создаётся центр управленческих компетенций внутри компании — собственник и команда внедрения осваивают все необходимые управленческие технологии, в дальнейшем внедряя и развивая их без участия внешних консультантов.
Логика внедрения регулярного менеджмента микроэтапами с результатом “здесь и сейчас”
Для выбора наиболее злободневных работ по внедрению регулярного менеджмента, которые приносят результат здесь и сейчас, незаменимой будет таблица управленческих технологий и их уровней:
- Подготовить список ключевых управленческих технологий, отладка которых идёт в рамках внедрения регулярного менеджмента (в моей таблице как минимум 11 технологий). Пример технологий: система регламентов, формализация задач, ежедневные планы и отчёты сотрудников.
- Каждую технологию разбить на уровни, которые содержат необходимые действия для достижения цели. Содержимое уровня подбирается на основе двух факторов: 1) внедрение уровня технологии на практике несёт в себе ценность для вашей компании в виде результата; 2) уровень является одной из ступеней на пути использования технологии на практике. Пример: У технологии “Система регламентов” один из первых уровней включает в себя “Написать регламент для наиболее проблемного этапа одного из проблемных процессов”. Кстати, для эффективного ознакомления с системой регламентов и её освоения на практике, рекомендую пройти мой мини-тренинг «Мастер регламентов».
- Описать в каждом уровне стадии освоения командой внедрения регулярного менеджмента (в нее входят сотрудники вашей компании):
- 1 стадия: обучение / понимание — команда внедрения изучает, как использовать технологию на данном уровне на практике (здесь как раз-таки задача консультанта рассказать, предоставить необходимые примеры и обучающие материалы).
- 2 стадия: освоение на практике (пилотная работа) — внедрение технологии на узком участке (один или несколько человек).
- 3 стадия: внедрение на практике — масштабирование технологии, внедрение и использование на практике (на весь отдел, несколько отделова).
- 4 стадия: возможность самостоятельного внедрения технологии для других подразделений без участия консультантов.
- 5 стадия: дальнейшее развитие технологии собственными силами.
- Для каждого уровня подготовить необходимые для его освоения примеры и шаблоны документов , рекомендуемые материалы для изучения, постановку типовых задач по его освоению. Например, для уровня “Написать регламент для наиболее проблемного этапа одного из проблемных процессов” этими документами будут: 1-2 примера регламентов, практическое видео с демонстрацией реального процесса написания регламента, документ “Требования к регламентам”, шаблон базового документа.
- Разбить внедрение регулярного менеджмента на микроэтапы по 2-4 недели исходя из целей собственника, специфики бизнеса и наиболее острых из существующих проблем.
- Учитывать, что разные подразделения и сотрудники компании могут находиться на разных стадиях внедрения регулярного менеджмента. Например, менеджеры по работе с клиентами уже работают по регламентам (уровень №4), а для HR-специалиста разрабатывается первый регламент по самому критичному процессу (уровень №1).
Пример описания уровней управленческой технологии “Договорённости и принципы регулярного менеджмента, разбор управленческих ситуаций”
Для иллюстрации того, как это выглядит на практике, привожу пример раскладывания одной из управленческих технологий на уровни освоения и внедрения.
1 уровень:
- Познакомить сотрудников с принципами регулярного менеджмента (подробнее о них в статье “Семь принципов регулярного менеджмента”) и соблюдения договорённостей + моделью "Не могу тебе доверять".
- Фиксировать ситуации с сотрудниками в блиц-формате, информировать их без подробного разбора (только обратная связь)".
2 уровень:
- Устно разбирать управленческие ситуаций с подчинёнными. Фиксировать в блиц-формате.
- Опираться на принципы регулярного менеджмента при разборе ситуаций.
- Применять устные поощрения и наказания.
3 уровень:
- Завести личные карточки для сотрудников, подробно разбирать ситуации по принципам регулярного менеджмента, фиксировать итоги в личном деле (подробнее в статье “Личные дела для сотрудников: Как учитывать дисциплинарные проступки, достижения, косяки и договорённости”).
4 уровень:
- Применять устные поощрения и наказания.
- Работать с личными карточками сотрудников: проводить подробные разборы ситуаций по принципам регулярного менеджмента и отслеживать динамику.
5 уровень:
- Применять значимые наказания (денежные, исправление за свой счёт и т.д.)
- Использовать поощрения, премии.
6 уровень:
- Внедрить самостоятельный разбор управленческих ситуаций сотрудниками.
7 уровень:
- Ввести наставничество и помощь в освоении работы по принципам регулярного менеджмента другим сотрудникам.
Алгоритм составления микроэтапов при внедрении регулярного менеджмента
Пришло время рассказать, как выбирать задачи для микроэтапа и чем при этом руководствоваться.
- Планирование. Каждый микроэтап (оперативный план действий) по внедрению технологий регулярного менеджмента необходимо составлять на 2-4 недели (небольшой срок планирования позволит сохранить динамику внедрения и реагировать на события и итоги предыдущих микроэтапов). Оперативный план составляется на основе микроэтапов из архитектуры и промежуточных результатов.
- Принципы формирования микроэтапа для оперативного плана работ (как выбирать, какие уровни и из каких технологий в него включать):
- Отталкивайтесь от целей собственника, специфики бизнеса, текущей ситуации в компании, существующих проблем, итогов предыдущих микроэтапов;
- Необходимо выбрать те уровни, при которых объём работ будет небольшой и несложный (относительно) для внедрения, но при этом результат окупает расходы на проект и приносит деньги за счёт:сокращения издержек и потерь, роста эффективности и производительности труда сотрудников.
Краткий алгоритм внедрения регулярного менеджмента методом микроэтапов для получения быстрых результатов
Теперь встраиваем технологию микроэтапов в общий алгоритм внедрения регулярного менеджмента (во всей красе, масштабе и со всеми деталями он расписан в статье “Как внедрить регулярный менеджмент в своей компании (часть 1): цели, базовые принципы, предстартовая подготовка” ). Как это делаем мы:
- Выполняем краткий аудит, изучаем информацию о компании. Разрабатываем стратегический план внедрения регулярного менеджмента “крупными мазками” (в т.ч. какие цели, кто участвует от компании).
- Определяем цели и задачи ближайшего микроэтапа. Описываем первый микроэтап (составляем оперативный план).
- Обучаем необходимым технологиям команду проекта из вашей компании, предоставляем необходимые примеры и образцы документов.
- Коммуницируем с командой проекта в случае возникновения вопросов и препятствий при реализации плана.
- Даём обратную связь по промежуточным и итоговым результатам микроэтапа. Убеждаемся в том, что она понята, принята к сведению и применена на практике.
- Подводим итоги за 2 недели: что получилось, с какими трудностями столкнулись, что необходимо доделать. Сверяемся с поставленными целями и задачами.
- Планируем новый микроэтап с учётом корректировок, которые необходимо выполнить по предыдущему. При необходимости вносим изменения в стратегический план, конкретизируем его шаги.
Примеры составления первых микроэтапов для проектов внедрения регулярного менеджмента
Предлагаю для иллюстрации примеры микроэтапов, составленных мной для моих клиентов. Обратите внимание, что в большинстве случаев планы составляются исходя из наиболее острых проблем.
Пример №1: Сеть магазинов мебели
Вводная информация: В сети мебельных магазинов (расположена в городе миллионнике, 11 магазинов, общий штат: ~90 человек) очень остро стоял вопрос эффективности управляющих магазинами: они не лучшим образом выполняли свои функции. В итоге большинство магазинов показывали неудовлетворительные финансовые результаты, наблюдалась текучка кадров. Ситуация осложнялась тем, что должность руководителя розницы была вакантна 5 месяцев.
Первый микро-этап внедрения регулярного менеджмента:
- Подбор кандидата в руководители проекта внедрения регулярного менеджмента. Выбор был сделан в пользу управляющего розничным магазином, который показывал одни из лучших результатов и не раз высказывался, что ему интересна должность руководителя розницы.
- Поиск узкого участка для обкатки технологии. Выбрали один из худших по показателям магазин сети. Предполагалось, что его управляющий будет включён в команду проекта.
- “Продажа” технологии регулярного менеджмента команде проекта.
- Знакомство менеджеров по работе с клиентами выбранного магазина с принципами регулярного менеджмента и соблюдения договорённостей + моделью "Без выполнения договорённостей не могу тебе доверять".
- Фиксация основных задач, сделанных сотрудниками магазина (и менеджерами, и управляющим) за день (название, время, результат) в таблице.
- Фиксация управленческих ситуаций с подчинёнными в блиц-формате, устный разбор их руководителем с учетом принципов регулярного менеджмента.
- Регламентация этапа “Как вовлекать клиентов магазина в общение с менеджерами” у процесса “Продажа клиенту в салоне магазина”.
- Составление списка функций для должности менеджер магазина.
Пример №2: Медицинская клиника
Вводная информация: Медицинская клиника (общий штат ~50 человек) в областном центре столкнулась с проблемой падения числа повторных визитов клиентов и снижения выручки. Одна из проблем была в том, что врачи уводили пациентов: после нескольких приёмов предлагали им визиты в частном порядке. Главный врач был чрезмерно погружён в практику и на выполнение управленческих функций оставлял мало времени. Официальным генеральным директором был собственник. Но по факту он крайне редко выполнял эти функции из-за других приоритетов.
Первый микроэтап внедрения регулярного менеджмента:.
- Определение преимуществ клиники как работодателя в том случае, если лишить врачей возможности забирать себе часть клиентов. Было принято решение: прежде всего добавить процент от прибыли главному врачу - профессионалу экстра-класса. Преимущество — уникальный климат в клинике для совершенствования профессиональных знаний врачей + система грейдов.
- “Продажа” технологии регулярного менеджмента главному врачу.
- Составление списка функций главного врача. Обсудить и согласовать с ним. Расставить приоритеты. Отдельно выделить управленческие функции.
- Поиск юриста по трудовому праву в городе расположения клиники.
- Составление соглашения о конфиденциальности для врачей и другого мед. персонала (чётко обозначает принцип :“Кто пришёл в клинику — клиенты клиники”).
- Выбор узкого участка для внедрения. Были выбраны 1 лор и 1 терапевт.
- Составление списка функций для лора и терапевта. Выделение общих функций, которые актуальны для всех врачей.
- Мониторинг рынка труда и зарплат (активный поиск по сохранённым фильтрам).
- Ознакомление сотрудников с новыми правилами в формате переговоров один на один.
- Знакомство врачей с принципами регулярного менеджмента и соблюдения договорённостей + моделью "Без выполнения договорённостей не могу тебе доверять".
Первый шаг по внедрению регулярного менеджмента
Известный древнекитайский философ Лао-цзы писал: “Путь в тысячу ли начинается с первого шага” . Я помогаю сделать первый шаг при внедрении регулярного менеджмента (нажмите на ссылку и отправьте мне заявку), избежать типовых ошибок и подводных камней, учесть и преодолеть риски.