«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу»
кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям
Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего
Собственникам — управлять своими эмоциями, принимать взвешенные решения, сохранить эффективное взаимодействие с подчинёнными и партнёрами.
Топ-менеджерам — поддерживать рабочий процесс в период кризиса, находить «скрытые компетенции» сотрудников.
Руководителям среднего звена — поддерживать эмоционально комфортную атмосферу в коллективе, оказывать моральную поддержку подчинённым, не поддаваться панике в условиях кризиса.
- Почему руководителям важно уметь проявлять гибкость?
- 1. Концентрируйтесь не на проблемах, а на возможностях
- 2. Цените людей и партнёров
- 3. Прекратите двигаться «по инерции»
- 4. Осознайте «скрытые» ключевые компетенции вашего бизнеса
- 5. Начните меняться
- 6. Привлекайте команду к выработке решений
- 7. Оказывайте психологическую помощь себе и сотрудникам
- Итоги, как вести себя в условиях кризиса?
Почему руководителям важно уметь проявлять гибкость?
Современный бизнес тесно связан с мировой экономикой и политикой. Он не может существовать в «вакууме», а потому вынужден реагировать и подстраиваться под меняющиеся условия реальности. Чем быстрее меняются эти условия, тем большую гибкость должны проявлять руководители, выстраивая рабочий процесс. В период кризиса выживают те, кто умеет быстро адаптироваться.
Сегодня мы оказались в непростой ситуации. Это относится и к бизнесу в целом, и к отдельным подразделениям, направлениям деятельности. В других статьях я даю дополнительные практические советы о том, как сохранить данные и работоспособность программного обеспечения, чтобы не сломать свой рабочий процесс в период санкций и ограничений, а также расскажу, как работает формула управления в зоне «турбулентности». Сейчас предлагаю обсудить рекомендации, которые помогут бизнесу и руководителям пережить кризис с наименьшими потерями и найти силы и возможности двигаться дальше. Они применимы как в целом к компании, так и локально к подразделениям-направлениям деятельности.
1. Концентрируйтесь не на проблемах, а на возможностях
Некоторым людям свойственно «зацикливаться» на проблемах. Трудности становятся для них своего рода «шорами», которые не позволяют увидеть то, что происходит вокруг. Однако гораздо эффективнее концентрироваться не на проблемах, а на возможностях.
Позитивное мышление помогает успокоиться и не принимать опрометчивые решения. Паника — злейший враг для бизнеса. Руководителям особенно важно сохранять спокойствие и трезво оценивать ситуацию, ведь от их решений зависит судьба бизнеса и благополучие подчинённых. Проблемы необходимо решать, а риски хеджировать, однако решения нужно принимать «с холодной головой».
2. Цените людей и партнёров
Кажется, что наиболее логичным решением в условиях кризиса будет сокращение расходов. Велик соблазн сделать это за счёт сокращения штата. Однако наиболее простое решение не всегда оказывается верным. В условиях турбулентности профессиональные работники, зарекомендовавшие себя подрядчики и проверенные партнёры — самый ценный ресурс. Без них не получится реализовать пункты 3-4!
Я рекомендую несколько раз подумать, прежде чем подписать приказ об увольнении, особенно ключевых сотрудников. Хорошую команду трудно собрать, а выстроить слаженную работу ещё труднее. Кризис закончится, но если вы не будете ценить кадры и партнёров, то в «светлое будущее» вы рискуете вступить в одиночестве.
3. Прекратите двигаться «по инерции»
Этот совет будет полезен не только в период кризиса. Компании, которые движутся «по инерции» и не развиваются, рано или поздно становятся неконкурентоспособными. В условиях свободной конкуренции всегда найдётся тот, кто сделает лучше, быстрее, дешевле или сможет выгоднее представить свою продукцию.
«Гибкость» в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения — основа выживания
Но если в относительно спокойное время компании могут жить «по инерции» много лет, то кризис заставляет провести ревизию планов, действий и проектов. «Гибкость» в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения — основа выживания.
4. Осознайте «скрытые» ключевые компетенции вашего бизнеса
Говорят, что выход из безвыходной ситуации можно найти, если изменить точку зрения. В условиях кризиса важно ещё раз объективно оценить свой бизнес: понять сильные и слабые стороны, определить возможные альтернативные направления развития. Сам по себе кризис, будь то кризис отдельной компании, отрасли или экономики, означает, что работать по-старому нельзя. Поэтому нужно осознать «скрытые» ключевые компетенция бизнеса (и сотрудников) и понять, как их можно применить в текущей, кардинально изменившейся ситуации. Это и есть те самые скрытые возможности. Чтобы найти «скрытые» ключевые компетенции, нужно проанализировать успешные действия за несколько лет.
Например, у собственников производственной компании может оказаться ключевая компетенция не в производстве продукции, а в быстрой организации новых производств «с нуля» в партнёрстве. Очевидно, что в условиях масштабного импортозамещения этот навык открывает большие возможности, которые повысят конкурентоспособность компании на рынке и дадут ей новый импульс развития.
5. Начните меняться
Ещё в XV веке Николо Макиавелли писал, что «Перемены прокладывают путь другим переменам». За шесть веков эта мысль не утратила актуальности. «Ветер перемен» мы сейчас ощущаем как никогда. Как я уже сказал, кризис — показатель того, что старая схема изжила себя. Сейчас все, от рядового сотрудника до топ-менеджеров, понимают, что «по-старому» работать не получится. Нужно развиваться профессионально и работать более эффективно и качественно, чтобы остаться на рынке.
Когда пройдёт первый шок, нужно будет переходить на системный подход к управлению в компаниях и подразделениях. Это главная задача для руководителей всех уровней. Для бизнеса эффективное управление — не вопрос желания. Сейчас это вопрос выживания!
6. Привлекайте команду к выработке решений
Руководители принимают тактические и стратегические решения по развитию бизнеса, они же несут ответственность за эти решения. Однако не стоит забывать, что руководитель — это часть команды. Сотрудники не меньше руководства заинтересованы в том, чтобы компания пережила кризис, поэтому комплекс антикризисных мер стоит разрабатывать совместно.
Если сотрудники будут причастны к составлению антикризисной программы, они сделают всё возможное, чтобы в дальнейшем её реализовать. Командное обсуждение сложившейся ситуации и совместная выработка решений помогут работникам переключиться на позитивное мышление, о котором я говорил в самом начале.
7. Оказывайте психологическую помощь себе и сотрудникам
Люди по-разному переживают стрессы и неприятности. Для многих кризис может стать ударом и разрушить планы. Всё это будет негативно сказываться на эмоциональном состоянии отдельных сотрудников и общей атмосфере в коллективе. В состоянии стресса и тревоги люди обычно хуже работают, мотивация падает, снижаются показатели качества. Руководители должны помнить о том, что они отвечают не только за себя, но и за своих подчинённых. Поэтому им нельзя поддаваться панике, порывам эмоций и заниматься разрушением себя и окружающего пространства.
Чтобы поддерживать эффективное взаимодействие с коллегами, друзьями и родными, нужно договориться о принципах этого взаимодействия. Вашими поступками не должны руководить эмоции, особенно негативные. Иначе будет сложно избежать конфликтов.
Итоги, как вести себя в условиях кризиса?
- Тренируйте позитивное мышление. Проблемы необходимо решать, однако на них нельзя зацикливаться.
- Учитесь в любой ситуации видеть не препятствия, а возможности. Цените свою команду и партнёров. С надёжной поддержкой и опорой проще преодолеть любой кризис.
- Проявляйте гибкость в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения. В период кризиса это залог выживания.
- Осознайте «скрытые» ключевые компетенция бизнеса (и сотрудников) и поймите, как их можно применить в текущей, кардинально изменившейся ситуации.
- Не бойтесь привлекать команду к совместному планированию и выработке решений. Это не подорвёт ваш авторитет руководителя, а, наоборот, укрепит командный дух.
- С пониманием относитесь к чувствам других людей. Чтобы избежать конфликтов дома и на работе, договоритесь о принципах взаимодействия и не позволяйте негативным эмоциям управлять своими поступками.