Включает
регламенты, чек-листы, шаблоны, управленческие приёмы
Присоединиться к Telegram-каналу!
Звонки по России:
Заказать звонок
Агентство Евгения Севастьянова
по внедрению системного управления
Каталог услуг

Уроки выживания для руководителей: как пережить кризис и не потерять бизнес

«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу»
Мао Цзэдун

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

В период кризиса выживают те, кто умеет быстро адаптироваться.В период кризиса выживают те, кто умеет быстро адаптироваться.

Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего

Собственникам — управлять своими эмоциями, принимать взвешенные решения, сохранить эффективное взаимодействие с подчинёнными и партнёрами.

Топ-менеджерам — поддерживать рабочий процесс в период кризиса, находить «скрытые компетенции» сотрудников.

Руководителям среднего звена — поддерживать эмоционально комфортную атмосферу в коллективе, оказывать моральную поддержку подчинённым, не поддаваться панике в условиях кризиса.

Почему руководителям важно уметь проявлять гибкость?

Современный бизнес тесно связан с мировой экономикой и политикой. Он не может существовать в «вакууме», а потому вынужден реагировать и подстраиваться под меняющиеся условия реальности. Чем быстрее меняются эти условия, тем большую гибкость должны проявлять руководители, выстраивая рабочий процесс. В период кризиса выживают те, кто умеет быстро адаптироваться.

Сегодня мы оказались в непростой ситуации. Это относится и к бизнесу в целом, и к отдельным подразделениям, направлениям деятельности. В других статьях я даю дополнительные практические советы о том, как сохранить данные и работоспособность программного обеспечения, чтобы не сломать свой рабочий процесс в период санкций и ограничений, а также расскажу, как работает формула управления в зоне «турбулентности». Сейчас предлагаю обсудить рекомендации, которые помогут бизнесу и руководителям пережить кризис с наименьшими потерями и найти силы и возможности двигаться дальше. Они применимы как в целом к компании, так и локально к подразделениям-направлениям деятельности.

1. Концентрируйтесь не на проблемах, а на возможностях

Некоторым людям свойственно «зацикливаться» на проблемах. Трудности становятся для них своего рода «шорами», которые не позволяют увидеть то, что происходит вокруг. Однако гораздо эффективнее концентрироваться не на проблемах, а на возможностях.

Позитивное мышление помогает успокоиться и не принимать опрометчивые решения. Паника — злейший враг для бизнеса. Руководителям особенно важно сохранять спокойствие и трезво оценивать ситуацию, ведь от их решений зависит судьба бизнеса и благополучие подчинённых. Проблемы необходимо решать, а риски хеджировать, однако решения нужно принимать «с холодной головой».

Некоторым людям свойственно «зацикливаться» на проблемах, однако гораздо эффективнее концентрироваться на возможностях.Некоторым людям свойственно «зацикливаться» на проблемах, однако гораздо эффективнее концентрироваться на возможностях.

2. Цените людей и партнёров

Кажется, что наиболее логичным решением в условиях кризиса будет сокращение расходов. Велик соблазн сделать это за счёт сокращения штата. Однако наиболее простое решение не всегда оказывается верным. В условиях турбулентности профессиональные работники, зарекомендовавшие себя подрядчики и проверенные партнёры — самый ценный ресурс. Без них не получится реализовать пункты 3-4!

Я рекомендую несколько раз подумать, прежде чем подписать приказ об увольнении, особенно ключевых сотрудников. Хорошую команду трудно собрать, а выстроить слаженную работу ещё труднее. Кризис закончится, но если вы не будете ценить кадры и партнёров, то в «светлое будущее» вы рискуете вступить в одиночестве.

3. Прекратите двигаться «по инерции»

Этот совет будет полезен не только в период кризиса. Компании, которые движутся «по инерции» и не развиваются, рано или поздно становятся неконкурентоспособными. В условиях свободной конкуренции всегда найдётся тот, кто сделает лучше, быстрее, дешевле или сможет выгоднее представить свою продукцию.

«Гибкость» в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения — основа выживания

Но если в относительно спокойное время компании могут жить «по инерции» много лет, то кризис заставляет провести ревизию планов, действий и проектов. «Гибкость» в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения — основа выживания.

4. Осознайте «скрытые» ключевые компетенции вашего бизнеса

Говорят, что выход из безвыходной ситуации можно найти, если изменить точку зрения. В условиях кризиса важно ещё раз объективно оценить свой бизнес: понять сильные и слабые стороны, определить возможные альтернативные направления развития. Сам по себе кризис, будь то кризис отдельной компании, отрасли или экономики, означает, что работать по-старому нельзя. Поэтому нужно осознать «скрытые» ключевые компетенция бизнеса (и сотрудников) и понять, как их можно применить в текущей, кардинально изменившейся ситуации. Это и есть те самые скрытые возможности. Чтобы найти «скрытые» ключевые компетенции, нужно проанализировать успешные действия за несколько лет.

Например, у собственников производственной компании может оказаться ключевая компетенция не в производстве продукции, а в быстрой организации новых производств «с нуля» в партнёрстве. Очевидно, что в условиях масштабного импортозамещения этот навык открывает большие возможности, которые повысят конкурентоспособность компании на рынке и дадут ей новый импульс развития.

5. Начните меняться

Ещё в XV веке Николо Макиавелли писал, что «Перемены прокладывают путь другим переменам». За шесть веков эта мысль не утратила актуальности. «Ветер перемен» мы сейчас ощущаем как никогда. Как я уже сказал, кризис — показатель того, что старая схема изжила себя. Сейчас все, от рядового сотрудника до топ-менеджеров, понимают, что «по-старому» работать не получится. Нужно развиваться профессионально и работать более эффективно и качественно, чтобы остаться на рынке.

Когда пройдёт первый шок, нужно будет переходить на системный подход к управлению в компаниях и подразделениях. Это главная задача для руководителей всех уровней. Для бизнеса эффективное управление — не вопрос желания. Сейчас это вопрос выживания!

Мини-тренинг «Экстренная помощь руководителю» (автор: Евгений Севастьянов)

IMG_7651-v2-banner-V2-620px.jpg

Как перестать делать работу и думать за сотрудников, и начать получать результаты их руками?

⚔️ Для каких руководителей этот мини-тренинг?

  1. Кто недоволен работой, результатами, действиями подчинённых. Вынужден делать работу за них и контролировать каждый чих.
  2. Кто считает себя недостаточно опытным и профессиональным руководителем, чувствует себя неуверенно при управлении сотрудниками.
  3. Кто стал «заложником» своей работы. Близок к выгоранию. Работает по 12 часов в день, без выходных и не может выделить время на отдых, себя и своих близких.

🎯 Какие результаты Вы получите по итогам прохождения мини-тренинга?

  1. Узнаете и научитесь применять пять ключевых управленческих техник, которые влияют на действия и результаты подчинённых.
  2. Проработаете своё управленческом мышлении, пробелы в котором приводят к несамостоятельной, некачественной и безынициативной работе сотрудников.
  3. Получите конкретный измеримый результат: изменения в работе сотрудников, их действиях и результатах.

Стоимость мини-тренинга: 4 900 руб.
🎁 Бесплатно! для Вас, дорогие читатели моих статей (акция точно действует до: 13 декабря 2024).

6. Привлекайте команду к выработке решений

Руководители принимают тактические и стратегические решения по развитию бизнеса, они же несут ответственность за эти решения. Однако не стоит забывать, что руководитель — это часть команды. Сотрудники не меньше руководства заинтересованы в том, чтобы компания пережила кризис, поэтому комплекс антикризисных мер стоит разрабатывать совместно.

Если сотрудники будут причастны к составлению антикризисной программы, они сделают всё возможное, чтобы в дальнейшем её реализовать. Командное обсуждение сложившейся ситуации и совместная выработка решений помогут работникам переключиться на позитивное мышление, о котором я говорил в самом начале.

Если сотрудники будут причастны к составлению антикризисной программы, они сделают всё возможное, чтобы в дальнейшем её реализовать.Если сотрудники будут причастны к составлению антикризисной программы, они сделают всё возможное, чтобы в дальнейшем её реализовать.

7. Оказывайте психологическую помощь себе и сотрудникам

Люди по-разному переживают стрессы и неприятности. Для многих кризис может стать ударом и разрушить планы. Всё это будет негативно сказываться на эмоциональном состоянии отдельных сотрудников и общей атмосфере в коллективе. В состоянии стресса и тревоги люди обычно хуже работают, мотивация падает, снижаются показатели качества. Руководители должны помнить о том, что они отвечают не только за себя, но и за своих подчинённых. Поэтому им нельзя поддаваться панике, порывам эмоций и заниматься разрушением себя и окружающего пространства.

Чтобы поддерживать эффективное взаимодействие с коллегами, друзьями и родными, нужно договориться о принципах этого взаимодействия. Вашими поступками не должны руководить эмоции, особенно негативные. Иначе будет сложно избежать конфликтов.

Итоги, как вести себя в условиях кризиса?

  • Тренируйте позитивное мышление. Проблемы необходимо решать, однако на них нельзя зацикливаться.
  • Учитесь в любой ситуации видеть не препятствия, а возможности. Цените свою команду и партнёров. С надёжной поддержкой и опорой проще преодолеть любой кризис.
  • Проявляйте гибкость в корректировке долгосрочных и краткосрочных целей, а также способов их достижения. В период кризиса это залог выживания.
  • Осознайте «скрытые» ключевые компетенция бизнеса (и сотрудников) и поймите, как их можно применить в текущей, кардинально изменившейся ситуации.
  • Не бойтесь привлекать команду к совместному планированию и выработке решений. Это не подорвёт ваш авторитет руководителя, а, наоборот, укрепит командный дух.
  • С пониманием относитесь к чувствам других людей. Чтобы избежать конфликтов дома и на работе, договоритесь о принципах взаимодействия и не позволяйте негативным эмоциям управлять своими поступками.
Комментарии для сайта Cackle
Принципы соблюдения договорённостей — основа системного бизнеса!
Хотите получить больше материалов по системному управлению?

Подписывайтесь на телеграм-канал «Регулярный менеджмент для руководителей»
Оставайтесь на связи и узнавайте приёмы и техники системного управления, применяйте на практике, развивайте навыки руководителей.